2007 © История Балаково


ОБНОВЛЕНИЕ 10.08.2009

Еще в 1956 году управления внутренних дел были переданы в ведение областных и краевых Советов депутатов и получили права отделов исполкомов этих Советов. То же самое произошло и в низовых подразделениях. В такое преобразование правительство вкладывало глубокий политический смысл. От милицейских подразделений требовалось, чтобы они, руководствуясь в своей повседневной деятельности предписаниями вышестоящего ведомства, вместе с тем более последовательно, обстоятельно и конкретно увязывали общегосударственные и местные интересы, тщательнее учитывали весь комплекс социально-экономических, национальных, территориальных особенностей того или иного района, города, области, края, республики.

Кроме того, признавая заслуги органов внутренних дел перед народом и государством, 26 сентября 1962 года Указом Президиума Верховного Совета СССР был установлен праздник - День советской милиции, который стал ежегодно отмечаться 10 ноября.

К концу 60-х советское правительство издало целый ряд постановлений, направленных на усиление борьбы с преступлениями и нарушениями общественного порядка и на улучшение материальной базы органов внутренних дел. Словом, государство решительно взялось за милицию. В это время и сел в кресло начальника балаковского горотдела внутренних дел фронтовик Александр Иванович Киселев. image13.jpg

В милицию он пришел сразу после войны. Начинал Александр Иванович с должности участкового инспектора в Краснокутском районном отделе милиции, потом стал помощником оперуполномоченного отдела по борьбе с хищениями социалистической собственности ( ОБХСС), затем оперуполномоченным ОБХСС и, наконец, старшим инспектором наружной службы. В 1949 году за обезвреживание бандитской группы Киселев был награжден медалью "За боевые заслуги". В 1951 году его перевели в город Балашов начальником ОБХСС. В 1954-м Киселева наградили орденом Красной Звезды за успешное окончание дела по группе расхитителей из мельуправления. В это время Балашов был центром огромной Балашовской области, созданной в 1953 году, и Александр Иванович возглавлял одно из отделений ОБХСС облуправления милиции.

После того как Балашовскую область ликвидировали, Киселев вернулся в Красный Кут теперь уже на должность заместителя начальника райотдела внутренних дел, а вскоре и начальника. 6 мая 1971 года на выездной коллегии УВД Саратовской области, которая проходила в Балакове, Киселев был утвержден на должность начальника Балаковского горрайотдела внутренних дел.

К тому времени общая раскрываемость преступлений здесь составляла 53 %, а раскрываемость особо опасных преступлений - всего 46.

Перед новым начальником ставилась довольно сложная задача - усилить работу по борьбе с преступностью и поднять авторитет балаковской милиции перед жителями города. Предстояло еще, и улучшить не только материальную базу отдела, но и социально-бытовые условия сотрудников. Для более успешного выполнения этих задач в Балакове был создан штаб, в состав которого входили 1-й секретарь горкома КПСС А. Дегтев, председатель горисполкома Г. Касаткин, прокурор В. Селиванов, председатель нарсуда П. Бурцев и сам Киселев. Помогло и областное управление. Из Саратова на усиление прислали 120 человек из милицейского батальона, 9 патрульных машин и 25 опытных оперативников.

Прежде всего, Киселев стал наводить порядок на улицах. За полтора месяца совместного балаковско-саратовского патрулирования было задержано около 6 тысяч человек, либо совершивших преступления, либо нарушивших общественный порядок. Стала создаваться специальная картотека на них. Было возбуждено более двухсот уголовных дел.

Всерьез принялся Киселев и за наведение порядка в рядах милиции. Он буквально заставлял своих подчиненных постоянно носить форму, чтобы балаковцы чувствовали, что их есть кому защитить. С бездельниками и грубиянами в милицейской форме начальник расправлялся беспощадно: за каких-то полгода он уволил из рядов милиции почти 50 человек. Одновременно Киселев подбирал хорошие опытные кадры, считая, что только таким образом можно одолеть преступность. Если кому-то из молодых, подающих надежды сотрудников не хватало знаний, он посылал их учиться.

При Киселеве значительно расширилась спецкомендатура, которая усилила контроль за условно освобожденными, посылаемыми на стройки страны для отбывания наказания. Для этого неспокойного контингента было построено три общежития в одном месте, чтобы контроль оказался более действенным. В Балакове это было особенно необходимо, потому что через него проходило в год самое большое количество "условников" - более 5 тысяч.

Оживил Киселев и работу дружин. Взаимодействие с ними тоже позволило улучшить оперативную обстановку. Особенно помогали дружинники управления Саратов-гэсстрой и комбината химволокна (начальник штаба Иван Чекмарев). image12.jpg

Спустя год после того как Киселев возглавил балаковский горрайотдел милиции, началось строительство нового здания для отдела: в старом двухэтажном бараке стало уже тесно. Над проектом корпели сам начальник и его заместители. Взятый за основу проект одного из отделов милиции Ленинграда ими был значительно переработан. На чертежах появились изолятор временного содержания, гараж, над которым были "пририсованы" два дополнительных этажа для отдела вневедомственной охраны, просторный спортивный зал и тир. Только после этих дополнений план был утвержден архитекторами и строительство началось.

Оно длилось не очень долго. 9 августа 1974 года Киселев подписал акт о приемке и балаковские милиционеры переселились в новое здание, которое стало для них вторым родным домом. Он стал местом не только работы, спортивных тренировок и отработки навыков стрельбы, но и отдыха. Здесь соратники по борьбе с преступностью не раз собирались на почти домашние праздничные посиделки, которые организовывал женсовет, состоящий из жен сотрудников милиции.

Теперь Киселеву нужно было решить еще одну проблему: разделить горрайотдел на городской и районный. Работы в городе было так много, что на район порой не хватало времени, да и самому начальнику приходилось разрываться между городскими и районными комитетами партиями, исполнительными комитетами, судами и прокуратурами. Киселев обратился в областное управление внутренних дел с просьбой поддержать его предложение о разделе отдела, тем более что это не требовало увеличения штата. Руководство УВД согласилось и в 1976 году был создан районный отдел внутренних дел (с 21 сотрудником вместе с комендантом поселка Грачи), первым начальником которого стал капитан Модин.

Балаковский район численностью в 19 тыс. человек относился к разряду сельскохозяйственных, поэтому основная масса преступлений - это кражи скота, как общественного, так и личного, квартирные кражи, кражи из торговых точек, хулиганство, грабежи и другие преступления, не относящиеся к разряду тяжких. Количество умышленных убийств было незначительным, чаще на бытовой почве и в основном они раскрывались.

Со временем штат РОВД увеличивался и к началу 80-х годов достиг 54 человек. В 1982 году в отделе была введена должность заместителя начальника РОВД по политической части. Первым на нее был назначен В. Палагутин. Кроме того, появилась дежурная часть, создано отделение уголовного розыска из 4 человек (первый начальник Е. Силантьев), отделение БХСС (первый начальник В. Кирилов), отделение ГАИ (начальник А.Жарун), введены новые должности: заместителя начальника РОВД по следствию, начальника следственного отделения (В. Сафронов), заместителя начальника по строевой части, впоследствии начальника МОБ (А.Жарносек).

Росло и профессиональное мастерство сотрудников РОВД. В 1986 году за достигнутые успехи по борьбе с преступностью и правонарушениями в районе Балаковский РОВД занял первое место среди районных ОВД области. Некоторые сотрудники РОВД были назначены на руководящие должности в другие отделы. Так начальник ОУР Е.Силантьев возглавил Краснопартизанский РОВД, старший инспектор ОУР В.Запорожский - Воскресенский.

За более чем 15 лет существования РОВД в нем сменилось шесть начальников. В 1977 году А.Модина сменил Ф.Мельников, при котором было спланирована реконструкция здания отдела. В 1978-м на эту должность пришел А.Смирнов: он приступил к реконструкции здания, ремонту дежурной части и оборудованию оружейной комнаты. В 1982 его сменил В.Тросюк, который приступил к ротации кадров. При нем был создан сплоченный коллектив, который добился в своей работе отличных результатов, в течение нескольких лет, занимая 1-2 места по области, а в 1985 году отделению БХСС был вручен специальный вымпел, как лучшему отделению органов внутренних дел области. Под руководством В.Тросюка был проведен капитальный ремонт здания, построены теплые гаражи, посажены голубые ели вокруг отдела.

Когда Тросюк перешел работать в ОблУВД, Балаковский РОВД возглавил Николай Тренбак. Обострив¬шаяся оперативная обстановка потребовала увеличения штата. Не¬достающие сотрудники набирались из числа приезжающих из стран СНГ. В связи с этим возникла большая проблема с жильем. Для ее решения было сделано очень многое, и вскоре все сотрудники полу¬чили квартиры, а некоторые улучшили свои жилищные условия. Кроме того, при Тренбаке значительно обновился автопарк.

В августе 1998 года Балаковский РОВД был ликвидирован, и образовалось Управ¬ление внутренних дел г. Балаково и Балаковского района, которое возглавил Г. Шатков. Тренбак был направлен на должность началь¬ника Вольского ГРОВД. На базе РОВД был создан 2-й отдел, который теперь возглавляет А. В. Тагунов.

Все эти киселевские нововведения привели к тому, что к 1977 году Балаковский горотдел милиции стал одним из лучших в области, обрел определенную стабильность в результатах работы по раскрываемости преступлений, которая в отдельные периоды составляла 90-93% (по линии уголовного розыска).

Одно из самых громких преступлений середины 70-х годов, которое удалось раскрыть сотрудникам отделения по борьбе с хищениями социалистической собственности (ОБХСС), - это сокрытие от государства клада делопроизводителем горторга Л.В.Замотаевой.

На след укрывательницы оперативники вышли через зубных техников: один работал в городской стоматологической поликлинике, другой в здравпункте завода имени Дзержинского. Сотрудникам ОБХСС стало известно, что они ставят золотые коронки из незарегистрированного металла. Кроме того, выяснилось, что зубные техники использовали в работе золотые монеты царской чеканки, приобретая их в разрубленном состоянии. Оставалось узнать, откуда они к ним поступают. В ходе расследования выстроилась целая цепочка, которая и привела к делопроизводителю горторга Замотаевой. Когда сотрудники ОБХСС пришли к ней на квартиру, они были поражены той роскошью, которая предстала перед их взором. Кругом ковры, хрусталь и дорогая мебель. Во время обыска было найдено множество золотых монет и украшений дореволюционного производства.

Вышли оперативники и на "компаньона" Замотаевой Жукова: у него тоже нашли драгоценности.

Как выяснилось, в 1972 году после смерти одной старушки купеческого происхождения остался клад золотых и серебряных монет и украшений, о чем узнала Замотаева, ухаживавшая за этой старушкой. Однако чугунок с сокровищами находился в подвале одного из старинных домов, в котором жили Жуковы, и чтобы добыть припрятанное купеческое богатство, Замотаевой пришлось договариваться с хозяевами о разделе клада. Раздел произошел. Каждому досталась своя доля. Но если Жуковы этой долей не воспользовались в корыстных целях, а потом в самом начале следствия и вовсе отдали правоохранительным органам, то Замотаева неплохо старушкиными драгоценностями поживилась.

В ходе работы по кладу, следственная группа провела шестнадцать очных ставок, шесть обысков и семнадцать выемок ценностей. В общей сложности было изъято более двух килограммов золота и золотых украшений и более 32 килограммов серебра. Досужие делопроизводители УВД подсчитали потом, что усилия по возвращению балаковского клада государству потребовали допроса около ста свидетелей, нескольких сложных экспертиз и следственных экспериментов с использованием самых современных технических средств и приборов.

Еще одно громкое экономическое преступление 70-х - раскрытие группы высокопоставленных расхитителей государственной собственности из Северо-восточных электрических сетей. По этому делу проходило более десяти человек. Семеро наиболее злостных оказались на скамье подсудимых.

В мае 1977 года Киселев уходит на пенсию с прекрасным послужным списком. За время службы в милиции он не раз был отмечен премиями и почетными грамотами УВД и МВД и званием Заслуженный работник МВД СССР.

Балаковский ГОВД возглавил его ученик Николай Водополов, успевший дослужиться до заместителя начальника УВД Саратовской области. Спустя два года после его назначения в отделе прокуратурой области была проведена серьезная проверка. Проверяющие пытались выявить факты нарушения социалистической законности, в основном укрытия преступлений. Подобные нарушения происходили либо по незнанию всех тонкостей предварительного расследования, либо из желания улучшить показатели своей работы.

Тогда в 79-м проверялось большинство районных и городских отделов внутренних дел Саратовской области. В ряду наиболее отстающих оказались Саратовский, Балашовский, Краснопартизанский и некоторые другие РОВД. Их работники одни - получили взыскания, другие были уволены со службы, третьи и вовсе попали под суд. Прокурорская комиссия на славу потрудилась и в Балакове.

Прокурорскими работниками было проверено полторы тысячи отказных материалов, и только 23 из них вызвали нарекания, да и то по многим из них довольно быстро разобрались. Работники прокуратуры остались довольны работой балаковских стражей порядка: придраться им было не к чему.

Традиция честной, без дутых цифр в угоду начальству службы была заложена еще Киселевым. Показатели Балаковского ГОВД порой бывали ниже среднеобластных, зато они всегда отличались правдивостью.

Водополов прослужил в Балакове до июля 81-го. Он был направлен на учебу в Академию МВД СССР, после окончания, которой через два года стал работать в УВД Саратовской области.

А в ГОВД до конца 80-х сменилось еще три начальника: Юрий Рогачев - сентябрь 81-го - март 83-го; Валерий Прошин - апрель 83-го - июль 87-го и Петр Стрелков, который пробыл в кресле начальника Балаковского ГОВД с августа 87-го по декабрь 93-го.

Начало 80-х было отмечено двумя уголовными делами, всколыхнувшими все Балаково, и, прежде всего делом Юрпалова.

Юрпалов - это условно освобожденный, работавший на балаковских стройках. В июне 80-го он изнасиловал и убил одну девушку, в августе - другую, в октябре на дачах задушил 14-летнего мальчика, а в ноябре вместе со своим дружком - водителя в Саратове. Над этим делом оперативники работали с особой тщательностью. Балаковцы были напуганы: за такое короткое время - два зверских и, как говорят в подобных случаях сотрудники уголовного розыска, неочевидных убийства да плюс исчезновение мальчика (никто поначалу не знал, что он убит). Поэтому на раскрытие преступлений были брошены лучшие силы во главе с начальником отделения уголовного розыска Виктором Тросюком и его заместителем Анатолием Курышевым.

На Юрпалова вышли всего спустя четыре месяца после первого убийства. Под тяжестью неопровержимых улик убийца во всем признался. Он рассказал страшные подробности убийства мальчика, как остановил его, проезжающего мимо на велосипеде, на дачах, затащил в один из дачных домиков и, пытаясь изнасиловать, придушил, но перестарался - мальчик дышать перестал. Тогда преступник, чтобы скрыть следы преступления спрятал тело мальчика в старый диван, который стоял в том же домике. За раскрытие этого особо тяжкого преступления оперативная группа получила благодарность, а балаковцы еще долго недоумевали, как это местным сыщикам самостоятельно удалось раскрыть столь запутанное дело.

И еще непривычное для того времени дело.

В сентябре 83-го одна женщина объявила о пропаже своей 12-летней дочки: она пошла к знакомым и не вернулась. Спустя несколько дней после ее заявления на оросительном канале рыбаки выловили туловище пропавшей без ног, а чуть позже недалеко от того места нашли и ногу. И опять город забурлил: "расчлененки" здесь еще не было. Особенно волновались жильцы заводского квартала ПО "Химволокно": ведь там девочка и проживала с мамой и братиком. Но преступник недолго гулял на свободе. Балаковские сыщики подключили общественность и совсем скоро узнали, что в день пропажи девочки несколько работников "Хим-волокна" видели на остановке своего сослуживца с мок-рой головой.

На недоумен-ный вопрос "поче-му?" он спокойно ответил, что ку-пался на канале. Это показалось по-дозрительным: в такой холод не купаются. Подозреваемого задержали и, как оказалось, не напрасно. Некий Вася сожительствовал с одной женщиной, чьей подружкой являлась мама погибшей девочки, и они не раз вместе отмечали праздники. В тот злополучный день мама попросила дочурку отнести этим знакомым какую-то вещь. Дома был только Вася. У него взыграла похоть, и он изнасиловал гостью, а чтобы скрыть преступление, убил несчастную, для удобства отрезал у нее ноги, сложил все это в сумку и отнес на оросительный канал, где и выбросил в воду в разных местах части тела.

Через десять лет убийства, совершенные с особой жестокостью станут делом не столь исключительным и уже не будут так шокировать общественность.


2007 © История Балаково